Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованные учебные кабинеты
В нашей школе в рамках областной программы «Доступная среда» с 1 декабря 2015 года открыта сенсорная комната, в которой педагог-психолог, учителя занимаются с обучающимися с ОВЗ (инвалидами).
Сенсорная комната - это набор специализированного оборудования, позволяющее оказывать всестороннее воздействие. Волшебный мир сенсорных комнат не оставляет равнодушным никого. В специальной комнате ребенок не подвергается давлениям из вне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия), органов чувств, вестибулярного аппарата и коррекции личностных особенностей, а так же релаксации.
Такую комнату часто называют волшебной: здесь все журчит, переливается, мерцает. В атмосфере медленно плывущего света, лежа в «сухом бассейне» или на мягких пуфиках, ребенок словно попадает в сказку. Причем не в простую, а в развивающую.
Внимание обучающихся привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует их познавательную деятельность и мотивацию, а также эмоциональное и речевое общение, мелкую и общую моторику и двигательные навыки.
В оборудование сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов - цветовые таблички, объемные и шероховатые геометрические фигуры, различные мягкие модули.
Специально разработанное оборудование такое как, пузырьковая колонна, тактильная акустическая панель, сухой бассейн, фибероптическое волокно, световая пушка с зеркальным шаром и другое, помогают детям научиться справляться с негативными эмоциями, восстанавливать душевное равновесие и укреплять здоровье. Рисование песком способствует расслаблению и снятию напряжения.
В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
1 сентября 2021 года на базе МБОУ «СОШ им.В.Г.Шухова» г.Грайворона был открыт «Ресурсный класс» для реализации инклюзивного образования, которое обеспечивает детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями равные возможности для саморазвития и предполагает адаптацию образовательного пространства.
Созданы условия, учитывающие образовательные и личностные потребности детей: обеспечение сенсорного комфорта, дозирование учебной и эмоциональной нагрузки, упорядоченность пространственно-временной среды. В классе имеются отдельные зоны для групповых и индивидуальных занятий, для игры и отдыха. Используются различные алгоритмы и памятки, социальные истории, визуальная поддержка.
Перечень оборудования Ресурсного класса
Оборудование РК
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Положение "О школьной библиотеке"
Учебники для детей с ОВЗ
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
К объектам спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья относятся спортивный и тренажерный залы с соответствующими функциональными помещениями (снарядные, раздевалки, душевые, туалеты и т.д.), физкультурно-спортивная зона на территории школы.
Объекты спорта функционируют в целях:
- реализации основных и дополнительных образовательных программ;
- формирования и развития установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
- развития двигательной активности обучающихся, формирования потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
- повышения роли физической культуры и спорта в оздоровлении обучающихся, предупреждения заболеваемости и сохранении их здоровья;
- организации и проведения физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий;
- профилактики вредных привычек и правонарушений.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
О системе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ:
По индивидуальному учебному плану – при получении образования разработан индивидуальный учебный план для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вариант проведения занятий- на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
Перечень оборудования кабинета психолога
Перечень оборудования сенсорной комнаты
Перечень оборудования логопедического кабинета
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Условия для таких детей создает программа "Доступная среда". В рамках ее реализации в школе проводится работа по созданию специальных условий.
Доступ в здания школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с помощью стационарного пандуса.
На здании школы установлена тактильная вывеска для слабовидящих и незрячих людей, которая имеет дублированную информацию шрифтом Брайля и содержит в себе:
•наименование учреждения
•часы работы
•адрес учреждения
На 1 этаже находиться туалетная комната для детей- инвалидов и лиц с ОВЗ. По всему периметру пространства в помещении санузла установлены поручни.
Специальные условия питания
Оборудование и персонал пищеблока реализует потребность обучающихся в 2- х разовом бесплатном питании. При обучении ребенка на дому, на дистанционном обучении обучающиеся получают сухпаек. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.
Специальные условия охраны здоровья
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе заключен договор с ОГБУЗ «Грайворонская ЦРБ» На основании заключённого договора медицинское сопровождение учащихся школы осуществляют медсестра данного учреждения. В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям предоставляется всем обучающимся, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Информационная база оснащена:
•электронной почтой;
•локальной сетью;
•выходом в Интернет;
•разработан и действует официальный сайт.
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования обучающимся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Сайт школы адаптирован для слабовидящих.
https://shkolashuxovagrajvoron-r31.gosweb.gosuslugi.ru/
Обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ имеют доступ к информационными ресурсами, а также информационно коммуникационными сетями и базами данных, учебными и методическими материалами, материально- техническими средствами обеспечения образовательной деятельности с учетом выполнения установленных законодательством о защите персональных данных правовых, организационных и технических мер для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных
данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
Обучающимся с инвалидностью и ОВЗ по их запросам могут выдаваться во временное пользование учебные материалы, входящие в оснащение учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и библиотеки.
Доступ обучающихся с инвалидностью и ОВЗ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования обучающимся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья осуществляется:
• без ограничения к учебным кабинетам, лабораториям, мастерским, спортивному залу в период проведения учебных занятий согласно утвержденному расписанию занятий;
• по согласованному с руководителем структурного подразделения графику к учебным кабинетам, лабораториям, мастерским, спортивному, актовому и читальным залам на период организации и проведения мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ:
- виртуальная школа http://www.vsopen.ru
- Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
- Образовательный портал Учи.ру https://uchi.ru/
- Учебная платформа «Сферум» https://sferum.ru/
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
- Использование электронных ресурсов по учебным предметам.